Вопросы-ответы Интервью Все записи

1

Ip: 95.133.198.178 Тема: Коропщина, родной край.
Коро?п (укр. Короп) — посёлок городского типа в Черниговской области Украины, районный центр Коропского района. Население на 01.01.2006 г. - 5600 жителей. Посёлок расположен в 3 км от пристани Мальцево на реке Десна. Расположен на железной дороге Короп — Алтиновка, примыкающей к железной дороге Киев — Москва.

Примечания

Исторические свединия: Короп — городок в Черниговской области небольшой, старинный. Оценить его возраст позволяет сравнение с Киевом: древняя столица старше черниговского поселения на каких-то 450 лет. О рыбном названии этого местечка давно спорят этнографы, а местным жителям просто нравится легенда о том, что императрица Екатерина, проплывая по Десне и любуясь здешними краями, пожелала отведать свежей рыбки. Первым кто попался на гарпун, был увесистый 'короп' — отсюда и имя городу, и изображение на его гербе. Как у каждого провинциального местечка, у Коропа есть свои достопримечательности: некоторые непросто разглядеть, другие принято выставлять напоказ.



В центре города у здания местной администрации вместо традиционного памятника вождю пролетариата — небольшой, но оригинальный фонтан. Присмотревшись, понимаешь, что это постамент, на котором стоял Ленин. Саму фигуру Владимира Ильича, выкрашенную в зеленый (под бронзу) цвет, переместили в один из двориков, а основание памятника служит новым целям. Правда, голуби по привычке обсаживают фонтанчик, как раньше Ленина. Кстати, в Коропе снимался исторический фильм 'Мазепа', поскольку юг Полесского края тесно связан с именем великого гетмана. И не только. В XVII—XVIII веках этот город считался одним из центров Новгород-Северского Полесья. Достаточно сказать, что в нем было 9 церквей — восемь православных храмов и одна синагога. Настоящий памятник архитектуры — Ильинская церковь-крепость, сооруженная еще в XVI веке: единственная на всей левобережной Украине.



Однако особо следует сказать о Пустынно-Рыхлевском Николаевском монастыре, основанном братом гетмана Демьяна Многорешного Василием в 1666 году. Сейчас от монастыря остались только живописные развалины да подземный ход, а раньше он своими святынями и богатством славился далеко вокруг. Ныне восстанавливать памятник помогают волонтеры, специально приезжающие в этот полесский уголок из разных стран мира: тут и японцы, и голландцы, и англичане, и немцы. За возможность участвовать в восстановлении монастыря волонтеры, кстати, платят немалые деньги: и перелет, и содержание — все за их счет. Выходит что-то около 2,5 тысячи долларов. Правда, местная администрация, по инициативе которой проходят восстановительные работы и строится Николаевская церковь, со своей стороны обеспечивает питание и досуг приезжих ценителей истории. Иностранцы в восторге от национальной украинской кухни. А кроме того, волонтеры имеют возможность оценить все прелести зеленого туризма: сплавы по Десне на байдарках и плотах, соколиная охота, конные прогулки…



Но вернемся к Николаевскому монастырю, с которого, собственно, и начинается история ярмарки в Коропе на Черниговщине, прошедшей 24—25 июля. Вообще-то, в XVIII веке торжища в Коропе проходили по четыре раза в году, но Николаевская ярмарка стала самым значимым и почитаемым народным праздником с 1848 года. В тот страшный год в городе бушевала эпидемия холеры. И тогда из святого места — Рыхлевского монастыря — и принесли в городок икону Николая Чудотворца, прошли с ней крестным ходом вокруг Коропа — и… напасть отступила. Это было чудо, и в память о нем в Коропе стали проводить ярмарку, где принято не только петь и гулять, но и славить Святого Николая, спасшего город от беды. Правда, со временем этот обычай канул в Лету. Но с 2000 года, по инициативе главы Коропской райадминистрации г-на Пивня, Николаевская ярмарка получила 'вторую жизнь'.



Мы почему-то привыкли, что настоящая ярмарка может быть только в Сорочинцах, однако 'вылазка' нашей пресс-группы в Короп доказала обратное: в камерном уютном полесском местечке может точно так же, как в Полтавском крае, шуметь и переливаться народное гуляние. Причем не просто ради 'попить водки', а со смыслом. Вот уже четыре года подряд в Коропе проходит 'выставка достижений народного хозяйства', органично соединяющая в себе традиции прошлого и показатели современного. Начинается праздник субботним утром крестным ходом: начало ярмарки благословил Благочинный Коропского церковного округа архимандрит Николай Путря. А уже после освящения и отдания почестей святой иконе Николая Чудотворца и развернулось вовсю красочное действо.



Место проведения ярмарки с четырех сторон ограничено шлагбаумами: усатый казак поднимает его, если заплатить две гривни (со взрослого) и по 50 копеек за ребенка. Кстати, ребятне тут есть где разгуляться: для их забавы построены и деревянные качели, и прототип современного 'джампинга', и карусели, сооруженные народными умельцами: точно такие же, как те, на которых развлекались дети два века назад. Деревянные горки и смотровая вышка — еще одна 'порция удовольствий' как для детей, так и для их родителей. Правда, для взрослых есть развлечения и погорячее — в буквальном смысле этого слова: на ярмарке вам предложат отведать домашней медовухи, водки, настоянной на травах, вишневой или смородиновой наливки (для слабого пола). Стоит такое удовольствие в среднем по паре гривен, хотя на Коропской ярмарке принято пользоваться местными деньгами — коропцами. Если верить вывеске на ярмарочном 'обменном пункте' банка 'Империал', то 1 коропец равен 2 шекелям, или 15 рублям, или 495 гривням, или 25 кирпичам Краснополянского завода (кстати, из этого материала и строят новую Николаевскую церковь в Рыхлеве). А уже 3 коропца 'тянут' на большой шмат сала.



В общем, с юмором у местных жителей все в порядке. Как и с аппетитом: на ярмарке можно найти и отведать любое блюдо — хоть кулеш из походной кухни, хоть шашлык из местной телятины (которую в живом виде продают тут же), а уж о варениках с ягодами, медовых пирогах, чесночных пампушках и знаменитых коропских 'капустяниках' я и не говорю. В общем, если вы на диете, вам тут делать нечего: гостеприимные хозяева непременно затянут вас в свою хату под соломенной стрехой и накормят до отвала чем-то вкусненьким. Ну и напоят. Недаром же на каждом ярмарочном заведении красуется вывеска: 'Ласкаво просимо — назад виносимо'. К слову, оформление 'шинков' и 'куреней' заслуживает отдельного рассказа. На ярмарке можно увидеть все — начиная от рыбацкой хаты, завешанной сетями, до соломенного шалаша бабы Палажки с красноречивой надписью 'Сеновал' на ближайшем стогу. А уже современные острословы придумали альтернативу сельским хатынкам: напротив аутентичных домиков коропские юмористы повесили вывеску с надписью 'Интим-кафе'.


Надо сказать, что коропская ярмарка — это не только хлеб (причем настоящий, из печи, изготовленный по старинным бабушкиным рецептам. Стоит — 2,70 за каравай, который весит больше килограмма), но и зрелища. Тут можно встретить исторических персонажей: императрицу Екатерину, гетмана Мазепу, казаков Коропской сотни, которая с 1659 года охраняла границы Гетманщины. (Между прочим, специалисты-историки раскопали интересный факт: оказывается, гетман Демьян Многогрешный, который родился в Коропе, наладил здесь производство пороха и ядер для казацкой артиллерии Украины.)



Тут же на ярмарке можно искупить свои грехи, если искупаться в чане с горячей смолой в обществе двух очень симпатичный чертей. А если бросить в котел одну гривневую бумажку, то вас еще и запечатлят на память в обществе 'злых духов', которые на самом деле оказались веселыми и компанейскими ребятами, угощавшими нашу съемочную группу не кипящей смолой, а натуральной 'горилкой'. Кроме 'работников ада', на ярмарке полно и другой нечисти: водяные, лешие, русалки... Конкуренцию им составляют нарядные и крикливые цыганки, устроившие под вишней 'цыганский секонд-хэнд' — в коробке из-под ксерокса свалены таборные пожитки: поношенные юбки, сапоги, шали. желающих прикупить себе что-то не нашлось, зато выспросить у гадалок свою судьбу хотели многие. Переодетые 'в Кармен' девчата охотно всем обещали здоровье, долголетие, большую удачу и хорошие покупки.



А купить на ярмарке действительно есть что. Просто глаза разбегаются, когда рассматриваешь изделия народных умельцев — Полесский край всегда славился своими ремеслами. Особенно красивы вышитые полотенца, скатерти и наволочки: от ярких цветов просто слепит глаза. Тут же рядом выставлены старинные прялки и кухонная утварь — самовары и чугунные утюги. Резные деревянные трюмо и вазы соседствуют с плетеными из лыка шкатулками и местными 'сомбреро' — шляпами для пасечников и просто франтов, обожающих канотье. Поразили ручные куклы: полуметровые, сшитые из мешковины черти и ангелы с забавными личиками. Если хотите украсить свою кухню в этническом стиле с помощью глиняной посуды, то вам нужно купить пару 'глечиков' и 'келихов' у коропских гончаров: их делают тут же, при вас, в самом центре ярмарочной площади. А пожелаете — и лапти сплетут, но в прямом, а не в переносном (слава Богу!) смысле. Очень старенький дед Николай называет свои постолы ласково 'ребятушками' и относится к своему ремеслу с пиететом: в 1947 году умение плести обувку из лыка спасло ему жизнь. В голодные годы за постолы давали кто кусок жмыхового хлеба, кто стаканчик крупы. Так и выжил...



Кстати, еще одной достопримечательностью коропского торжища стали и вышитые бисером изображения Пресвятой Богородицы, Святого Пантелеймона-целителя и, конечно же, Николая Чудотворца. Стоит такое чудо, по киевским меркам, сущие копейки — 130—150 гривен, но не все, в конце концов, покупается за деньги. Хорошего настроения, праздничных впечатлений и гордости за возрожденный край уж точно не купишь — ни за коропцы, ни за г


 

13 декабря 2009


1


  Закрыть  
  Закрыть